top of page
Картина. «Московская лирика. По мосту идёт оранжевый кот». Кремлёвская набережная. Холст, масло 25см x 80см 2021 г. Автор Алексей Шалаев.
Художник-урбанист Алексей Шалаев.

Алексей Шалаев

художник - урбанист

Родился в Москве в 1966 г.
Получил авиационно-техническое образование.
С 1989 по 1992 г. начало творческой деятельности, уличный вернисаж на Старом Арбате.
В начале 90-х долгое время проживал за границей, где начал профессионально заниматься живописью.
С 1992 г. участник выставок в Париже и Праге (вернисаж Монмартр, галереи «Рапид», «На Целэтной»).
С 1992 по 1999 г. Занимался дизайном наружной рекламы и полиграфии.
С 1997 г. участник выставок в Москве.
С 2004 г. член МООСХ и Международного Художественного Фонда.
С 2008 г. член совета директоров творческого объединения «Новые передвижники».
В 2013 г. награжден медалью «Василия Кандинского» Европейской Академии наук г. Ганновер.
В 2017 г. гран-при Московского конкурса-пленэра «Старая Москва». Московский дом национальностей.
В 2018 г. благодарственное письмо председателя Московской городской Думы.

О художнике

Картины художника находятся в коллекциях

музеев:
Историко – художественного музея г. Мытищи, Липецкого областного художественного музея, Калужского музея изобразительных искусств.

организаций:
ПАО Сбербанк, АО Гута-Банк, ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», Академия Управления МВД России, ГУП «Мосгортранс», ОАО «Зарубежнефть», ПАО «Газпром автоматизация», ООО Банк «Народный кредит», ГУП «Спецсвязь России», ЗАО «Международная калийная компания», Холдинг «Объединенные кондитеры» - «Красный Октябрь» и др.

Путь в профессию

С раннего детства самым яркими моим увлечениями стали рисунок и архитектура. В школьные годы я постоянно входил в состав пионерской редколлегии и участвовал в создании стенных газет, темой которых часто становились архитектурные фантазии о городской среде будущего. 
Путь в профессию художника не был прямым и лёгким. Судьбе и семье было угодно распорядится так, что получение династийной профессии началось в авиационно-техническом учебном заведении и длилось вплоть до призыва на службу в ряды Советской армии 1985 – 1987 гг. Возвращение в родной город совпало с глобальными переменами в государстве и подарило мне возможность кардинально изменить судьбу и профессию.

Хорошей начальной школой живописи стали поездки в Париж и Прагу, где на протяжении нескольких лет состоялись знакомства с разными профессиональными художниками, совместная работа в мастерских помогла постичь основы мастерства. Тогда тема городского пейзажа окончательно становится приоритетной в моём творчестве.

По счастливому стечению обстоятельств альма-матер - Московский авиационный институт находилась в непосредственной близости с Художественно-промышленным училищем имени С. Г. Строганова, где и началось профессиональное знакомство с упоительным процессом творчества.
Увлечение архитектурой и историей Москвы тоже сопровождает меня с девства, первым источником знаний стала книга «Каменная летопись Москвы», автор - доктор архитектуры А. В. Иконников. Она и сейчас на полке рядом с книгами многих известных москвоведов – С. К. Романюк, А. Г. Митрофанов, Е. М. Кравцова, А. Г. Дёмин, В. Б. Муравьёв.
В самом начале творческого пути я был увлечён творчеством французских импрессионистов. Картины Дега, Моне, Писсаро, Кортес, Галье-Лалу стали источником вдохновения и учебным пособием. Следуя традициям старых мастеров, начатых ещё в XVII в. знаменитым венецианцем Антонио Каналетто и его не менее известными продолжателями Карелом Фабрициусом, Яном Вермеером, Сэмуэлем ван Хугстратен и Диего Веласкесом, я тоже применяю в процессе работы разные технические средства. Кто-то из творцов использовал фотографию всего лишь как подспорье в работе, а Эдгар Дега добился выдающихся успехов и на этом поприще и не уступал в мастерстве профессиональным фотографам. Для желающих оспорить использование техники в творчестве и ратующих за «чистое» искусство можно еще добавить высказывание Моне: «Неважно, созданы мои соборы и виды Лондона на пленэре или нет, это никого не касается. Я знаю немало художников, писавших на натуре и сделавших ужасные вещи».
Для меня фотография — это сырой, исходный материал для картины. В отличии от многих художников, кто любит писать с натуры, я редко выхожу на пленэр. Предпочитаю работать в тишине мастерской, без назойливого внимания прохожих и настойчивых подсказок разного рода «компетентных» граждан. А ещё одной причиной работы с фотографией является тот факт, что достаточно часто идеальное место для сюжета находится посередине активной пешей зоны, вплотную или и вовсе непосредственно на проезжей части.
И всё же пленэры встречаются в моей творческой биографии, несколько раз принимал участие конкурс-пленэрах «Старая Москва», организованных ГБУ «МДН». В 2016 году картина «Август. Старая Басманная» получила гран-при конкурса, за что очень благодарен идейному вдохновителю и создателю этого мероприятия художнику Виктору Евгеньевичу Лукьянову.

 

Фотогалерея

Я открыт к общению с любителями живописи и коллегами. В качестве организатора мною проведено более 10 коллективных выставок на крупных площадках Москвы:

Сбербанк России (Вавилова, 19), Центральный Дом художника (Крымский Вал, 10), Центральный Дом Российской Армии (Суворовская площадь, 2с1), ТЦ «Тишинка» (Тишинская площадь, 1с1), Дом Нащокина (Нащокинский переулок, 2/4) и других.

Награды
bottom of page